Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.

Глобализация и философия религии как прикладная дисциплина

А.Л. Буряковский

Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.25-28

[25]

Нравится это кому-то или нет, но процесс глобализации - очевидная реальность. Более того, он, как кажется, находится ещё только в самом начале и будет продолжаться нарастающими темпами неопределённо длительное время. Конечно, можно уже сегодня попытаться оптимизировать этот процесс с тем, чтобы избежать возможных отрицательных эффектов. Однако пока ещё не существует надёжных методов коррекции и инструментов воздействия. Скорее всего, они появятся в ходе самого процесса несколько позднее.

[26]

Сегодня же мы только начинаем составлять перечень проблем, связанных с происходящим.

Одной из очевидных проблем является проблема адекватности восприятия контрагентов. Быстрое развитие средств коммуникации значительно опережает сегодня развитие нашей способности понимать других. При этом их число продолжает стремительно увеличиваться, как продолжает возрастать и их качественное многообразие. Человек легко перемещается по земному шару и при этом фактически продолжает активно участвовать в домашних (в широком смысле слова) делах, оставаясь благодаря средствам связи целиком погруженным в родную культурную среду. Таким образом, он даже не имеет стимулов к адаптации к иной культуре как это было в прошлом. Имея привычку к дистанционному общению, мы всё более склоняемся к абстрактному восприятию контрагентов. Нам становятся всё более безразличны чужие убеждения, чувства, мечты и даже непосредственные намерения.

Усугубляет ситуацию ещё и то, что мир всё более машинизируется и традиционные ценности чуть ли не физически вытесняются из голов и сердец людей естественнонаучными и техническими знаниями. Современные система образования, ориентация массового просвещения, характер производственной деятельности и стиль повседневного бытия неуклонно редуцируют содержание человека, медленно, но верно сводят его к рациональной составляющей. Похоже, что сбываются мечты некоторых мыслителей эпохи Просвещения об унифицированном на почве разума едином и счастливом человечестве.

Беда однако заключается в том, что человечество вовсе не унифицировано на сегодняшний день. Идиллия нарушается тем очевидным обстоятельством, что большинство понятий и слов, используемых при коммуникации, имеют весьма разнообразный смысл. Этот смысл как раз и задаётся во многом теми составляющими нашей психики, которые стремится игнорировать динамичная культура западноевропейского происхождения, являющаяся главным двигателем процесса глобализации в его нынешнем варианте.

Очевидно, что различного рода недоразумения и конфликты неизбежны. Дело в том, что большая часть институтов западно-христианского мира отнюдь не являются глобальными. В том числе это относится и к некоторым институтам религиозно-нравственного

[27]

характера. Причем, если для самого так называемого западного мира этого рода институты вполне закономерным образом постепенно утрачивают безусловное значение в связи с указанной общей тенденцией, то для остального человечества они продолжают сохранять такое значение. Сохраняется такое значение и для части носителей западной культуры. Отсюда и превращение в общем-то естественного и конструктивного процессаглобализации в предмет для ожесточенных дискуссий.

Понятно, что спор, в котором одна сторона апеллирует к честности, справедливости, богобоязненности, человечности и тому подобному, а другая к эффективности и разумности, может длиться вечно, если не удастся свести в некоторое единство религиозно-нравственные ценности и специфические ценности Модерна. В противном случае остается путь релятивизации и тех и других со всеми вытекающими последствиями: безудержный индивидуализм на фоне непомерно сильной власти в качестве противовеса.

Как кажется, современная философия религии, будучи наследницей философии религии эпохи Просвещения и, следовательно, христианской и европейской, несколько сместив акценты, добросовестно стремится искать точки
«к разделу         1.  2.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров