Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.

Духовно-интеллектуальные традиции западного и восточного христианства и истоки новоевропейской науки

В.Е. Быданов

Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия "Symposium", выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.19-21

[19]

Несмотря на достаточную разработанность проблемы генезиса новоевропейского естествознания, эта тема не утратила своей актуальности, т.к. даёт ключ к пониманию природы и характера современной науки, что, в свою очередь, позволяет определить настоящее и возможное будущее индустриальной цивилизации. Наибольший интерес здесь представляет вопрос предыстории и оснований современной науки, относящийся к XI-XVI вв., в которые происходит пересмотр принципов античной онтологии и логики. Именно в этот период осуществляется переход к иному типу мышления и миропонимания, составившие предпосылку науки и философии Нового времени.

Западноевропейская наука основывается на так называемом рационалистическом убеждении, претендуя на понимание природы вещей. Основания и механизм такого рационального познания природы начинают формироваться в христианстве, а точнее в западной христианской духовно-интеллектуальной традиции. Христианство - это сложная вера, и её последствия различны в разных контекстах. Христианство, особенно в своей западной форме, - наиболее антропоцентрическая из всех мировых религий. Отношение человека к природе определяется во многом тем, что он, как и Бог, трансцендентен по отношению к миру. Противостоя древнему язычеству и азиатским религиям, за исключением, возможно, зороастризма, христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей. Христианство открыло психологическую возможность пользования природой в духе безразличия к самочувствию естественных объектов.

Восточная христианская традиция не дала ни ярко выраженных достижений научной мысли, ни высокого уровня развития техники. Греческий Восток - высоко цивилизованный мир, с очень сильно выраженной христианской самоотдачей в вере. Эта христианская традиция имеет вектор развития не во вне, а в самого человека, в его духовный мир. По этой христианской традиции, развитой отцами церкви, правда мысли обусловлена в человеческой душе общей правильностью её нравственно-волевого состояния, заблуждение же всегда есть в человеческой душе последствие страстных влечений

[20]

и скрытого рабства. Поэтому истина ни как не может быть близка нравственно-неправильному духу, она не есть дело голого ума или пассивного переживания, но результат подвижнического «очищения помыслов». Именно такой подход к научному познанию природы защищали, например, в русской философской традиции В. Соловьёв, П. Флоренский, А. Ухтомский.

Чтобы понять разницу в духовно-интеллектуальных традициях восточной и западной христианских традиций необходимо увидеть отличия в тональности благочестия и мышления, хорошо раскрытые исследователями, сравнившими теологии греко-византийской и западной церквей. В восточно-христианской традиции грех - это слепота разума и спасение следует искать во внутреннем просвещении и в ортодоксии, т.е. в сфере чистого мышления. Западно-христианская традиция понимала грех как нравственное зло, поэтому спасение необходимо искать в правильном поведении. Отсюда два разных вектора развития: один - созерцательный, другой - деятельный. Соответственно в этих двух христианских традициях сформировалось различное понимание природы и отношение к ней.

Природа, сотворённая Богом, несёт в себе проявления божественной ментальности. Религиозное исследование природы в целях лучшего понимания Бога известно как натуральная теология. В ранней церкви, а особенно на греческом Востоке, природа постигалась, прежде всего, как символическая система, через которую Бог обращается к
«к разделу         1.  2.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров