Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
В.А.Копцик
В период структурной перестройки во всех областях общественной жизни, переживаемой сейчас нашей страной, особенно актуально и поучительно сравнить особенности текущей перестройки с тем, что происходило в нашей культуре на рубеже XIX и XX в. Это была растянувшаяся на три-четыре десятилетия (и продолжающаяся до сих пор с волнообразной интенсивностью) эпоха фазовых переходов от господствовавших в литературе и искусстве течений реализма к спонтанно возникающим недолгоживущим модификациям модернизма и сменившего его постмодернизма, эпоха великого брожения умов, противоборства художественных традиций и новаторства, поиска новых концепций, идеалов и нового художественного языка.
"Развитие художественного процесса социально обусловлено", - пишут авторы, - однако имеет и имманентные закономерности. Оно обусловлено никогда не прекращающимся взаимодействием и борьбой противоречивых (социоисторических) и внутренних (собственно художественных и связанных с ними) факторов. К числу первых относится социальное бытие, включающее развитие экономического базиса общества и общественного сознания. К числу вторых - усложняющаяся художественная реальность.
Сами по себе ни новая историческая реальность, ни ее требования ничего не могут создать в художественной культуре, ибо здесь новые явления творятся только на собственно художественной основе (традиции, предшествующий художественный материал).
Искусство - антропосоциокультурная саморазвивающаяся семиотическая система - самосознание культуры и в качестве таковой обладает относительной самостоятельностью и различиями в темпах развития составляющих ее подсистем. Биологическая эволюция человека, по мнению некоторых ученых, закончилась. Смена общественных формаций в Новом времени при всем ее драматизме происходит в рамках ограниченного числа установившихся типов социальных институтов. Большей скоростью саморазвития, направленного в сторону усложнения, обладает материальная культура, а развитие духовной (в первую очередь художественной) культуры в эпоху перестройки идет в "режиме с обострением" и характеризуется как культурный взрыв.
Общность подходов наук о человеке, естественных и общественных наук, к исследованию культуры и составляющих ее подсистем хорошо отражает схема иерархического строения научного знания, предложенная Е. Вигнером для сферы физической реальности (физическая реальность - физические законы - принципы инвариантности (симметрии) физических законов), и обобщение этой схемы на сферу художественной культуры. Нижний ее уровень составляет художественная реальность, т. е. совокупность процессов художественного творчества и сотворческого восприятия, процессов порождения, функционирования и эволюции искусства. На среднем этаже находится уровень художественных законов и принципов. На высшем уровне действуют преобразования симметрии, сохраняющие эти законы инвариантными в пределах исторического существования данной художественной эпохи или художественного направления (и характеризующими их художественной концепцией, мировоззрением, стилистическими и содержательными особенностями).
Несомненной общностью научных подходов к объектам живой и неживой природы обладают кибернетика (теория информации, управления, искусственного интеллекта и распознавания образов), синергетика (теория самоорганизации) и симметрология (теория преобразований, их инвариантов и нарушений симметрии).
Синергетика представляет собой междисциплинарное научное направление - современную нелинейную теорию эволюции больших открытых сверхсложных динамических систем, обладающих так называемой обратной связью и находящихся в постоянном обмене веществом, энергией и информацией с внешней средой. К таким термодинамически квазиравновесным диссипативным системам относится биосфера нашей Земли в целом и составляющие ее подсистемы, обладающие сформулированными выше признаками, в том числе и человеческое общество в целом, и отдельные его группы - объединения людей по национальным, профессиональным, материальным, духовным и т. д. интересам, а также Человек как элемент этих живых диссипативных динамических подсистем, обладающих своими специфическими уровнями организации сложности.
Говоря о том, что понятие направления - коренной категории истории
«к разделу         1.  2.  3.  4.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров