Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.

 

Специфика прозы Е. Евтушенко

 

Голос в русло вошел,

И поэт переходит на прозу.

М. Светлов

 

Е.А. Евтушенко за свою творческую жизнь написал шесть прозаических произведений: лирические рассказы "Четвертая Мещанская" (1958), "Щели в перроне" (1960), "Куриный бог" (1963); публицистическую повесть "Пирл-Харбор" (1967), "фантастическую" повесть "Ардабиола" (1981); роман "Ягодные места" (1981) и художественно-публицистический роман (получивший жанровое определение "русская сказка") "Не умирай прежде смерти" (1993). В 1997 году Е.А. Евтушенко сделал заявку на новый роман "Волчий паспорт". После выхода "Волчьего паспорта" из печати авторское определение жанра произведения изменится: Евтушенко назовет его "книгой с выдранными страницами и даже с пропущенными главами: они просто-напросто еще не написаны". Нетрудно заметить, что эти работы возникали фактически в течение каждого периода его художественной эволюции, что говорит об определенной обусловленности их появления в печати.

С одной стороны, мы должны подчеркнуть: поэт на протяжении своего творческого пути всегда стремился доказать, что настоящий писатель-профессионал должен уметь в литературе все, в данном случае - уметь работать в любом жанре. Отсюда вытекает и его обращение к основным жанрам прозы (рассказу, повести, роману), причем ощутима тенденция к созданию "евтушенковских" модификаций больших жанров ("фантастическая" повесть, роман "русская" сказка). Эти устремления Евтушенко лежат как бы на "поверхности", ибо он неоднократно заявлял о них, доказывая свое законное право на овладение возможностями прозы. С другой стороны, ощущение необходимости широкоохватного, обстоятельного разговора "о времени и о себе", о столь разных и непохожих современниках по веку и духу - вот, пожалуй, главный, истинный двигатель его прозаической работы.

 

 

Характер взаимодействия лирического
и эпического начала в прозе поэта

Евтушенко постоянно утверждал неразрывность и взаимообусловленность поэзии и прозы как двух неразъединимых частей единого художественного пространства. "Я не считаю, что поэзию нельзя высказывать прозой, а прозу - стихами", - настойчиво подчеркивает он фактически в каждом своем интервью, когда разговор выходит на жанрово-родовую соприродность этих явлений. Перечитывая его прозаические тексты, понимаешь, что по отношению к некоторым из них (скажем, роману "Ягодные места" или "русской" сказке "Не умирай прежде смерти") устойчивое убеждение поэта можно интерпретировать и наоборот: "Проза - это то, что можно выразить стихами, но лучше - прозой".

Вместе с тем между поэзией и прозой знака равенства не ставится, хотя попытки "переопыления" подчас предпринимаются весьма энергичные. Начиная со второй половины 60-х годов, когда в поэмах "Коррида" (1967) и "Казанский университет" (1970) будет использована документальная проза, а в поэме "Под кожей статуи Свободы" (1970) проза художественная, Е.А. Евтушенко активно использует возможности прозаического изложения материала в своих поэмах, часто в ущерб поэзии.

Взаимодействие эпического и лирического в структуре текста нередко приобретает драматичный характер, Это обстоятельство и послужило причиной того, что роман "Ягодные места" якобы "не получился" потому, что "большая романная форма вошла в противоречие с лирической структурой". "Темы и проблемы собственно лирической прозы ограничены и изобразительными (и выразительными) возможностями... Наиболее органичны для нас автобиографический и биографический материалы, тема природы и человека, "путешествия" во времени и собственно путешествия".

Трудно не согласиться в этой связи с утверждением Павла Ульяшова, разбиравшего поэму "Фуку!" (1985): "порою прозаическая ткань едва ли не выразительнее собственно
«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров