|
Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления
В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников, Глобальный эволюционизм и самоподобие природы
23 Ноябрь, 2004
В глобальном
эволюционизме есть один важнейший аспект - существование системы координат
природы, которая обеспечивает самоподобие мира, его саморазвитие,
взаимосвязанность, гармоничность, иерархичность. Любой элемент природы сумевший
найти доступ к подобной координатной системе, начинает обладать гораздо большими
возможностями - наряду с уникальностью он приобретает свойства универсальности,
как бы получая доступ к безграничным запасам энергии и информации. Особенно
наглядно это проявляется на уровне человеческого сознания. Все удивительные
тайны человеческого интеллекта, возможности человеческого организма, все что
осуществлялось духовными практиками даосизма, йоги, дзэн-буддизма, исихазма и
другими аналогичными им, так или иначе связано с этой координатной системой,
образует единую "эволюционно-антропную" нить, под которой мы понимаем
взаимосвязь между фундаментальными динамическими равновесиями. Эта взаимосвязь
переменчива и неуловима как дао, но она - фундамент мира. Разрушатся галактики,
звезды, планеты, но природная координатная система будет всегда. Она самая
могущественная и самая тонкая, охватывает весь мир и сосредоточена в одной
бесконечно малой частице.
Природная система координат. Проблема природной системы координат
является наиболее важной проблемой лежащей в основании глобального
эволюционизма. Существует много примеров проявления координатной системы в
природе м в социуме. Можно упомянуть о наиболее ярких проявлениях глобального
эволюционизма - антропном принципе, о том, что человек всегда ощущал в
окружающем его мире присутствие фундаментальных оснований, выходящих за пределы
повседневного опыта и о процессе формирования ноосферы. Природу действительно
можно рассматривать состоящей как бы из двух неравных частей. С одной стороны
это динамические равновесия объединенные в некоторые системы, с другой - все
остальные неравновесные и хаотические процессы, явления и соответствующие им
образования. Проведенные нами исследования показывают, что в природе встречаются
равновесия различных типов (фундаментальные, относительные предельные,
инерционные, метастабильные) , а закономерности их образования на различных
уровнях организации мира, одни и те же. Анализ вышеизложенного позволяет
обосновать, что между динамическими равновесиями различных типов существуют
взаимосвязи, обусловленные их общим происхождением и подобием в строении, так
что каждый процесс начинается и заканчивается в определенных равновесных
состояниях. Наличие таких взаимосвязей между динамическими равновесиями является
основой самоорганизации природы на отдельных уровнях её существования и между
ними, обеспечивая в целом универсальный эволюционизм Вселенной.
Основные идеи глобального
универсализма сформулированные Н.Н.Моисеевым [1] сводятся к следующим
утверждениям. 1. Вселенная представляет собой самоорганизующуюся систему; 2. во
всех процессах, имеющих место во Вселенной, неизбежно присутствуют случайные
факторы, влияющие на их развитие, и все эти процессы протекают в условиях
некоторого уровня неопределенности; 3. во Вселенной властвует наследственность:
настоящее и будущее зависят от прошлого; 4. в мире властвуют законы, являющиеся
принципами отбора; 5. принципы отбора допускают существование бифуркационных
состояний, т.е. состояний, из которых даже в отсутствии стохастических факторов,
возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний. По
нашему мнению эти утверждения должны быть дополнены еще утверждением о том, что
в природе существует естественная координатная
система.
Тогда вместо пяти
вышеприведенных утверждений и предлагаемого дополнительного можно сформулировать
три принципа
|
|
|