Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.
последовательность независимых нравственных решений, а не как изменение нравственного характера. Цель евангелиста состоит в том, чтобы привести человека к принятию решения, а не к радикальному изменению характера, которое происходит на протяжении всей жизни. Так как для Финни нравственность - это просто нравственное действие воли, то в любой конкретной момент перед нами стоит выбор между двумя категориями: эгоизмом и любовью. Данная доктрина «простоты нравственных действий» означает, что в решениях не может быть нейтральной полосы, никакого иного выбора, кроме выбора между беззаветной любовью и всеобъемлющей греховностью.

[20]

Среди теоретиков евангельских христиан ХХ века особый интерес представляют взгляды немецкого богослова Х. Тилике (1908-1985 гг.). Основные проблемы в его работах связаны с этикой. Тилике выступает против того, чтобы считать этику лишь практическим эпилогом догматики. Этика - это нечто большее, чем простое осуществление веры. Если догматику можно рассматривать как «размышление веры над объектом», то этика - «это постановка вопросов о том, какое поведение предписывает вера человеку по отношению к самому себе, его ближнему, миру и его законам». Практическое послушание - это не какое-то дополнение к вере. Вера или реальна, т.е. может быть выражена послушанием, или же она нереальна и является просто ложью. Этика Тилике - это этика евангельская. Она говорит не просто о том, как себя вести, чтобы оправдаться, но о том, как должен вести себя оправданный человек. Он стремится «сформулировать евангельскую этику, для которой факт оправдания стал бы решающим», пытается проникнуть в те сферы, которыми пренебрегала традиционная этика. Недостаточно просто рассматривать взаимоотношения отдельного человека с Богом, его семьей и непосредственно близкими людьми. Этика должна заниматься также и нашей политической, общественной и экономической жизнью, а это именно те сферы, в которых возникают реальные проблемы совести. Недостаточно просто изложить принципы, не размышляя о тех сложных этических ситуациях, в которых эти принципы могут сталкиваться между собой.

Тема приложения христианской веры к современному миру изложена в его произведении «Евангельская вера» Богословие - это попытка адресовать христианскую веру современному миру. Мир изменяется от поколения к поколению, и так же должна меняться и адресуемая ему форма. Поэтому ошибкой будет размышлять о богословии как о чём-то вневременном и неизменном: «ни формы поведения, ни формы богословской системы не содержат вневременной действительности и не могут быть просто так приняты последующими поколениями».

По мнению Тилике, современных богословов разделяет вопрос о взаимоотношениях с современной мыслью. Вопрос не заключается в целесообразности связи богословия с современным миром. Спор идёт о том, как это делать. Тилике разделяет богословов на два направления: картезианское и некартезианское. Сторонники картезианского подхода озабочены миром, современным получателем христианской

[21]

вести. В картезианском богословии мир становится отправной точкой и начинает контролировать весь процесс. Человек рассматривается, как «достигший совершеннолетия». Таким образом, христианское богословие строится на светском анализе человека и подгоняется под этот анализ. Такой подход ведёт к искажению христианской доктрины, т.к. появляется озабоченность такими методами истолкования, которые помогают приспособить веру к современному миру. Тилике видит картезианский подход у Шлейермахера, Бультмана и Тиллиха. Он считает такой подход трагическим, т.к. это заставляет богослова редактировать Евангелие и только лишь часть его содержания может «протиснуться через сеть первоначальных условий». Здесь появляется несоответствие между личной верой богослова и тем, что он может выразить интеллектуально.

Некартезианский подход очень часто называют консервативным, т.к. он стремится сохранить прошлое. Среди представителей этого подхода есть такие, которые вспоминают богословие прошлых веков и стремятся изложить его с использованием современных средств коммуникации, что по своей сущности «означает просто то, что тело заставляют двигаться так, как если бы оно было всё ещё живо». Всё же в целом,
«к разделу         1.  2.  3.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров