Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.

Вопросы веры и ответственности человека в современном мире в учении евангельских христиан

Н.Б. Быданова

Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.18-21

[18]

Проблемы исторического пути человечества, его ответственности в мире с переходом цивилизации к постиндустриальному периоду находятся в центре современных дискуссий. Особую активность в анализе кризисного состояния западноевропейской цивилизации и выхода из него проявляют евангельские христиане.

На протяжении всей истории своего существования евангельские христиане в большей или меньшей степени стремились приспособиться к современному миру. При этом они настаивали на том, что процесс этот должен идти без извращения Писания. Священные тексты предполагают существование стремления человека к Богу. В многообразных свидетельствах возвещают они об Откровении Божием. Этот дар Благой вести дан в определённых временных и пространственных условиях, и именно поэтому он может быть адресован ищущим Бога людям. Ищущий Бога человек сам становится предметом Божьего поиска. Человек может позволить Богу себя найти. Удалённость Бога от человека обусловлена самим человеком.

В 1835 г. были опубликованы «Лекции о пробуждении в религии» Чарлза Финни (1792-1875 гг.). Эти лекции имели огромное влияние на формирование характера американского евангельского движения. Финни считал, что упор на человеческую ответственность и инициативу может служить противовесом преобладающему учению о том, что нам необходимо только пассивно ожидать, когда благодать Божья начнёт своё действие. В то время преобладала форма кальвинизма, в соответствии с которой, людям следовало ожидать, пока Господь не обратит их, но Ч. Финни описал обращение как действие человеческой воли, вполне доступное для всех. Тема ответственности человека рассматривается во всех его трудах о пробуждении.

Финни акцентировал внимание на свободе и силе человеческой воли. Это следует из его учения о нравственном управлении. Смысл этой теории заключается в том, что Бог управляет физической Вселенной с помощью законов природы, которые действуют неизменно, с постоянством. Но, с другой стороны, Бог - также и нравственный управитель Вселенной, и управляет Он ею с помощью законов нравственности,

[19]

морали. Но, в отличие от природных, эти законы не действуют с неотвратимой неизбежностью: у нас есть выбор. Божий закон говорит нам, что мы должны любить друг друга, но мы можем сами решить, повиноваться ему или нет. Выбор этот свободен, - на него не влияет ни греховная «природа» или какой-либо другой фактор.

Акцент на волю, как на свободный и ничем не ограниченный фактор, приводит к тому, что Финни отрицает доктрину о первородном грехе. Дети рождаются с волей, не повреждённой грехом. Однако, Финни признаёт, что все они грешат. По его мнению, грех неизбежен, но не неотвратим. Объясняется это следующим образом: все мы рождаемся с греховностью физической, т.е. с наклонностью к удовлетворению своих желаний. Вместе с фактом искушения, всё это делает объяснимым тот факт, что когда мы достигаем возраста нравственной ответственности, то к этому времени мы уже склонны сознательно избирать грех. Это означает, что грех неизбежен и имеет характер добровольного выбора. По мнению современных толкователей Ч. Финни, самым слабым местом в его теории является утверждение о том, что воля полностью безусловна и действует случайно. Финни указывал, что наши решения свободны, т.к. они добровольны и спонтанны. В связи с этим он обращает внимание на проблемы, связанные с идеей о контролируемости нас греховной «природой», хотя в Новом Завете и нет таких терминов. Однако его собственная позиция не подтверждает концепцию нравственного характера. По мнению Ч. Финни, нравственный характер не оказывает влияния на волю - это нравственный выбор и действие. Финни считает, что человек совершает тот или иной поступок не в силу определённого состояния, а потому, что он просто решил так поступать. Нравственность рассматривается как
«к разделу         1.  2.  3.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров