Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.

Об основной направленности исторического процесса

 

История может постигаться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Причем оба они, с одной стороны, едины, ибо подлинная теория предполагает осмысление фактов, вырастает на эмпирическом фундаменте, а с другой стороны, противоположны и, более того, при прямом, непосредственном сопоставлении некоторых эмпирических утверждений с теоретическими положениями могут выступать как прямо исключающие друг друга.
В советской социологии, особенно в первой половине 80-х годов, официально господствовала по сути своей схоластическая, по названию марксистская (на самом деле - псевдомарксистская) социология; а неофициально или полуофициально в противовес ей распространялась и завоевывала позиции эмпирическая социология, заимствованная у Запада. Примерно со второй половины 80-х годов эмпирическая социология превратилась в доминирующую, что в общем-то соответствовало "перестроечному" официальному курсу, периоду "перестройки", являвшейся подготовительной стадией буржуазной контрреволюции в СССР.
Для последовательного эмпирика всякая теория выступает схоластикой, для него эмпирический уровень (сознательно или подсознательно) воображается предельным, выше которого ничего быть не может. Но и для схоластического социолога, так же как и для эмпирика, действительная, живая теоретическая социология недоступна и представляется релятивистской, неправомерно отвергающей некие абсолюты (вроде идеальных типов и т.п.).
Преобладающие ныне представления о том, что происходит в нашей стране и в мире в целом, куда идет (или точнее, куда зашла) страна и история человечества, либо схоластичны, догматичны, либо (что сейчас более распространено) сугубо эмпиричны, не поднимаются или незначительно поднимаются над уровнем обывателя. Это характерно было и для идеологов "перестройки", и для идеологов происшедшей в СССР буржуазной контрреволюции, и для подавляющего большинства идеологов левой, в том числе коммунистической, оппозиции. А некоторые публицисты, занимающиеся как бы научной деятельностью, прямо и откровенно заявляют, что наука и не должна подниматься выше уровня обывателя, выше здравого смысла. Какова эпоха - таковы и ее пророки.
Так какие же основные особенности сугубо эмпирического, обывательского представления о современном состоянии нашей страны и человечества в целом можно выделить?
Прежде всего, это ощущение тупиковости происходящего, ощущение, рождающееся разложением страны. Все более уменьшается оптимизм, который опирается на веру в то, что преодолев временные трудности, мы будем жить как на благословенном Западе. При этом люди в нашей стране мало или почти не знают о ширящемся на Западе разочаровании в "обществе потребления", нарастающем числе неврозов, вызванных "экзистенциальным вакуумом", ощущением бессмысленности существования при отсутствии выхода из этого тупика. Настроения, охватившие США в конце 60-х годов и в той или иной степени сохраняющиеся до сих пор, так описывает известный американский социолог П. Бергер: "...Ключевые институты и ценности американского общества оказались скомпрометированными (делегитимированными) в глазах интеллектуалов. Росла уверенность в том, что рыночная экономика по своей природе есть зло, что культура средних американцев ("Средней Америки") - неполноценна и патологична, и самое ужасное, что политическая система либеральной демократии есть коррумпированный обман" [1]. Обходящий молчанием эти разочарования наш "провинциальный" оптимизм, наша безоглядная вера в благословенность западного общества будут зависеть от степени, от глубины утверждения капитализма в России и других странах СНГ.
Оптимизм левой, в том числе коммунистической, оппозиции в общем и целом носит характер утопический, не основанный на знании законов общественного развития вообще или, по крайней мере, не учитывающий особенности действия этих законов в современную эпоху.
Нарастает ощущение приближающегося "конца света". И такое ощущение имеет серьезные основания в реально разразившихся кризисах (энергетическом, экологическом, военном...).
Нарастает разочарование в возможности подлинного посюстороннего прогресса

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров