Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.

Е. Ф. Быковская

Философско-педагогическая парадигма "русской школы"

Представления ряда отечественных философов о "русской школе" являют собой составную часть "русской идеи". Так, В. Ш. Сабиров понимает "русскую идею" как концептуальное оформление тех тенденций отечественной культуры и национального характера народа, которые могут противостоять актуализировавшемуся духовному кризису. Философ делает вывод, что тема спасения - ключевая тема русской религиозной философии, а потому она вполне уместна при создании концепции "русской школы". Здесь она выступает как единственно возможный способ преодоления кризиса образования в России: стремление к всеединству, посредством философского синтеза богословия и предметов естественно-научного цикла. Конечно, православная образовательная традиция и классическая школа - две вещи, казалось бы, не совместимые: у них разные формы воздействия, смысл, назначение, цели. Однако в идее "русской школы" присутствует одно звено, объединяющее богословие с предметами естественно-научного цикла. Это звено - духовные основы нравственной жизни людей, носящие антиморалистический характер.

Идея "русской школы" предполагает понимание человека во-первых, как единство духа, души и тела, во-вторых, как становящейся Личности, способной различать добро и зло, быть свободной, любить - иметь сердечный разум. Задача каждого ребенка здесь научиться мужественно преодолевать жизненные коллизии дабы обрести свободу, творческую духовность, ощущение собственного бытия не только как ответственности за выполнение земных задач, но и как свою ответственность перед Богом. В идее "русской школы" принципиальным является наличие соборного духа. Н. А. Бердяев справедливо отметил, что "нельзя спасаться индивидуально". Он говорил: "Мое спасение предполагает и спасение других, моих близких, всеобщее спасение, спасение всего мира, преображение мира" (Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С.357.). Соборность позволяет избежать морализаторских тенденций в образовании.

Идею "русской школы" развивали Святитель Филарет, Святитель Феофан затворник Вышинский, Н. И. Ильменский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев. Вплотную подошли к этой идее русские религиозные философы. Об актуальности воссоединения западного образования и русской идеи всечеловеческого единения говорил Ф. М. Достоевский в своей речи о Пушкине. Он отмечал возможность воссоединения идей западников и славянофилов. Ф. М. Достоевский связал в одно целое стремление русских людей в Европу с чисто национальным инстинктом ко всемирной отзывчивости и к всеединению человечества. Тем самым он показал возможный путь разрешения конфликтов непонимания между людьми двух культурных традиций в России - западной и национальной. Поскольку практическое решение этих конфликтов лежит в системе образования, то саму идею "русской школы" можно сформулировать так: "русская школа" должна внести примирение западного типа просвещения в России с душой русского человека, всечеловечной и всесоединяющей и привести их в общую гармонию по "Христову закону".

Исходя из этого определения заключим, что именно своеобразными философемами "русской школы", но уже возведенные в ранг целостной системы, были теории образования В. В. Зеньковского и И. А. Ильина. В. В. Зеньковский продолжил традиции К. Д. Ушинского и С. А. Рачинского. У К. Д. Ушинского он взял антропологический принцип построения педагогической системы. У С. А. Рачинского - принцип церковности. Идеал совершенного человека философ-богослов связал с Откровением о человеке как носителе Образа Божия. Его образовательная система являет собой сочетание православной традиции с использованием последних достижений науки.

Говоря о дуализме разума и веры, В. В. Зеньковский подчеркивал ограниченность разума. Он считал, что построения разума вскрывают лишь идеальную сферу в бытии, тогда как подлинная реальность есть область "непостижимого" (С. Л. Франк) в бытии, которое сверхлогично и улавливается лишь интуитивно. В. В. Зеньковский считает силу разума функцией духа в целом, которая не

«к разделу         1.  2.  3.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров