Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.

Mифы о кладах

(о специфике парадигматической организации текстов одного жанра)

А.А. Бурыкин
(Институт лингвистических исследований РАН)

Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300.

Мифы, точнее, мифологические рассказы о зарытых кладах составляют особый пласт мифологических повествований. По сравнению с другими образцами жанра мифологических рассказов и другими жанрами повествовательной несказочной прозы мифы и рассказы о кладах имеют ряд особенностей, характерных только для данной жанрово-сюжетной разновидности. Это относительно позднее происхождение, почти всегда связываемое с какими-то реальными событиями, это принадлежность к сниженному слою повествований наряду с иными типами устных рассказов, это предназначенность для узкого круга адресатоврассчитанному на довольно узкую аудиторию, это особая прагматика, призванная побуждать слушающих к действиям по поискам клада или к особому отношению к рассказывающему — хранителю тайны клада.

С точки зрения сюжета и сферы действия повествования мифологические рассказы о кладах могут быть подразделены на три группы:

  1. устные рассказы-бывальщины о зарытых кладах, которые могут связываться с персонажами исторического фольклора;
  2. рассказы, имеющие историческую основу, например, рассказы о сокровищах Наполеона, библиотеке Ивана Грозного или драгоценном грузе затонувших кораблей;
  3. индивидуальные устные рассказы, сходные по содержанию с быличками (если их содержание вымышлено), или рассказы-исповеди (если их содержание заслуживает доверия).

Именно последняя группа рассказов и составляет предмет внимания в настоящей работе.

Индивидуальные рассказы-былички или рассказы-исповеди о зарытых кладах обычно активизируются и в массовом объеме появляются в каких-либо экстремальных ситуациях. Писатель В. Зазубрин в своей повести «Щепка», действие которой происходит в 20-е годы XX века (написана тогда же, опубликована только в 1991 г.), показал, что рассказы о зарытых кладах (всегда вымышленные или непроверяемые) характерны для тех, кто приговорен к расстрелу, и рассказывающие ищут в них шанс на спасение. Другая группа повествователей рассказов о кладах — это заключенные, узники тюрем и лагерей.

В недавно вышедшей книге Альберта Мартыненко «Невостребованные клады» (СПб., «Атон», 1998) содержится 53 рассказа узников ГУЛАГа о кладах, которые были укрыты рассказывающими на свободе. Все рассказы, как об этом пишет автор, записаны врачом-политзаключенным Александром Афанасьевичем С. Эти рассказы, которые в основном выглядят как особые и довольно редкие образцы лагерного фольклора, предоставляют в наше распоряжение репрезентативный и весьма примечательный материал, позволяющий, во-первых, делать выводы о парадигматической жанрово-сюжетной организации устных рассказов этого типа, во-вторых, анализировать сюжеты этих рассказов на предмет их достоверности. В дальнейшем возможно и исследование типологии вымысла в рассказах такого содержания.

Прежде всего рассказы о кладах составляют особую сюжетную группу по своему содержанию, что и служит основанием для выделения их в особую рубрику среди несказочной прозы. Среди рассказов о кладах большинство составляют повествования о спрятанных кладах, но такие рассказы имеют в роли «спутников» повествования об обретенных кладах: либо кем-то когда-то найденных по таким же рассказам, либо найденных и перепрятанных рассказчиками. Рассказы об обретенных кладах по содержанию явно придают правдоподобность повествованиям о спрятанных кладах, составляющим подавляющее большинство повествований о кладах, и эти же рассказы выполняют роль своего рода скрепы, объединяющей рассказы о скрытых или ненайденных сокровищах. Однако наиболее существенно то, что расказы о кладах обладают способностью к парадигматической самооорганизации: не теряя своей самостоятельности, индивидуальности и завершенности, они

«к разделу         1.  2.  3.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров