Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.
Буйе Эдмон
(перевод Тимошкина А. П.)

Философское осмысление средневекового алхимического исследования

«Мы трудимся, взывая к Святому имени Божьему, потому что без Его милосердия все исследования, проводимые на плодотворной, научной ниве, приведут к неминуемому разрушению человека». Так гласит одно из наиболее важных положений этики средневековых алхимиков. «Сохраняя это положение в нашей душе, мы имеем право говорить об алхимии. Наше дело состоит в том, чтобы приоткрывать завесу над тайной, которая прикрывает прекрасную золотую химеру: ту, о которой мечтали так много правителей и исследователей».

Весь современный мир средневековому сознанию представлялся как мир алхимии, многие из постулатов которой дошли до наших дней. Идея алхимии для ученых этого периода была выражена в достижении абсолютной власти над стихиями мира. Эта власть, по их мнению, давала полную свободу человеку и освобождала его от «рабства миру». Арканы Таро более уже не владели таким человеком и кроме материального богатства даровали ему здоровье и долгую, счастливую жизнь на Земле. В алхимии сочетался экспериментальный опыт с точным анализом проблемы, в котором реализовывался принцип неделимости материи. Этот принцип полагал «преобразование металлов», как возможность природы, в которой для различения тел достаточно рассмотреть их отличную друг от друга внешность, то есть получить другое тело.

Алхимическая мысль не разделяет степень и природу тела, массу одного и другого металла. Следовательно, на основании какого постулата можно говорить о существовании алхимической теории?

Рассмотрим основные положения средневековой алхимической теории: начальная природа определяется как хаос, в котором сочетаются в неразрывном единстве мужская и женская природы. В недрах хаоса эти две природы образуют основные четыре первоэлемента: из них два элемента принадлежат одной природе, а другие два - другой. По своей летучести они подразделяются следующим образом: огонь, воздух, вода, земля. В окружающем мире они существуют в четырех качествах: жара, холод, сухость, влажность. Каждый элемент содержит образующую его пару основных качеств, которые исключают все остальные: так жара исключает холод, сухость - влагу. Огонь содержит жару и сухость, воздух - жару и влажность, вода - влажность и холод. Все известные нам материальные тела составляют пропорциональные комбинации этих четырех первоэлементов, которые, в свою очередь, составляют серу, ртуть и соль.Алхимическая сера является мужской составной частью - сухая и жаркая (огонь). Алхимическая ртуть является женской составной частью природы - влажная и холодная (вода).

Алхимическая соль является девственной землей или матрицей: в наибольшем количестве ее содержит земля и воздух. Переход одного тела в другое осуществляется по мере смешивания одного с другим: для этого устанавливаются относительные пропорции этих трех элементов. В качестве примера древние тексты приводят переход дистиллированной воды в тяжелую воду, переход кислорода в дейтерий.

Эти тексты формулируют и основную задачу алхимии, которая состоит в исследовании самого момента перехода тел из летучих состояний в стабильные состояния и наоборот.В качестве примера приводится простой опыт с поваренной солью: в металлическое блюдо кладут кусочки свинца, расплавляют его и в расплавленный свинец насыпают поваренную соль, помешивая при этом состав железной палочкой. Свинец при соединении с хлористым натрием образует хлор свинца, который содержится в виде желтой пудры. Затем эта пудра охлаждается в свинцовом сосуде в небольшом количестве чистой воды. Охлаждая и фильтруя достаточное количество пудры, мы заметим, что вода в сосуде стала крепко соленой. Соленая вода наливается в стеклянный стакан, который помещают в защищенное от пыли и солнечного света место. Вода будет постепенно обессоливаться, а соль - оседать на высоких краях стакана. Так летучая вода становится стабильной, а стабильная соль - летучей.

Согласно традиционным взглядам розенкрейцеров жизнь сама по себе есть осуществление давления во вселенной. Эта же традиция приводит начальный опыт зарождения жизни: оттолкнемся от хлебного зерна, которое существует как «проситель знания». Где же замыкается круговое
«к разделу         1.  2.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров