Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.

Функция нормативности в содержании эстетического

М.П. Бузский

Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.36-38

[36]

В настоящее время, в связи с актуализацией проблемы поиска путей интеграции российского общества как одного из условий прояснения специфики бытия России, возникает необходимость в уточнении онтологических характеристик эстетического, так или иначе «ответственных» за становление целостности этого бытия, включая его не только реальные, но я виртуальные стороны и тенденции.

Одно из Фундаментальных свойств эстетического - сохранение в нем «незаинтересованной» позиции человека в отношении к миру, отстраненность от любых практически направленных ориентации и установок, указывает на важность прояснения онтологического статуса такой незаинтересованности, ее роли в становлении бытия общества - перехода России из некоторого «промежуточного» состояния в бытийному самоопределению (самоорганизации). Можно предположить, что незаинтересованность - это такая внутренняя мера бытия общества, в которой высвечивается всеобщность субъективного, снявшего на уровне незаинтересованности свои особые формы и уровни существования.

Другими словами, «просвечиваясь» через категории эстетического, субъективное как бы выносится на уровень объективного свойства (даже качества) бытия общества, начиная регулировать сложнейшие процессы самовоспроизводства социума, его «прохождение» через собственные культурно-исторические формы. Как же конкретно это осуществляется?

В постоянном развитии, - усложнении общества определенные метаморфозы происходят и в собственных формах этого процесса - пространст-

[37]

ве-времени. Происходит информационное и смысловое «сжатие», как бы уплотнение прошлого, которое самозамыкается в себе как нечто ставшее - в том плане, что из него «испаряется» современный ему субъект. При наличии разного рода продуктов прошлого они далеко не целиком встраиваются в ту сеть смысловых отношений и востребованных схем действия, которые заключены в настоящем, вырастают из масштабов данного общества. В этом отборе, весьма сложное в силу значительной смысловой и информационной «избыточности» прошлого по отношению к проблемам настоящего, возникает специфическая нормативность эстетического: именно в его форме начинает складываться и обособляться от собственной эпохи (как прошлого) те незаинтересованные позиции, в которых схвачена целостность прошлого, его интегральное качество, а значит - выявлены условия и механизмы исторической преемственности, формирования традиций. В эстетически выраженных позициях угадывается такой субъект, (субъекты), в которых выражена форма завершенности прошлого с позиций человека, его собственного исторического пути к себе.

Поэтому история искусства - это особая реконструкция прошедшего, в которой (реконструкции) уже заключена совокупность «вещей и отношений», способных перейти в настоящее и быть востребованными в новых эпохах. Пространством, в которое реализуется такой переход; выступает субъектная незаинтересованная позиция, выделяющая не особенное в прошлое, а именно его всеобщее.

Что же касается будущего, то здесь эстетическое открывает те виртуальные стороны субъективно всеобщего, в которых вырисовывается становящаяся целостность перехода к новому. Виртуальность субъективного проявляется в эстетическом в нескольких «планах». Во-первых, как отбор жизненно важных для данного общества возможностей и качеств, способных развернуться в будущем. Их значимость доказывается или выявляется через их свойства быть детерминантами настоящего, сохранять свои ценностно-»сакральные» или нормативно-регулятивные свойства. Во-вторых, незаинтересованная позиция как нормативность в аспекте будущего позволяет выделить именно объективные, онтологические параметры будущего, В которое
«к разделу         1.  2.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
Самые необычные подарки у нас в Exterium!
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров