Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.
Этика, эсхатология, синергетика

Буданов В.Г.

Этика, как регулятив культуры, неизбежно возникает в процессе освоения мира человеком. Говорят, что ребенок рождается несущим предвечные истины, согласно Платону, всю жизнь припоминая их. Уже в самом укоренении души в мире заложена стратегия инволюции:

Единое, Бог --- Мир --- Все --- Мы --- Я,

т. е. отделение, отпадение, дифференциация себя от единого целого. Заметим, что выделение, эманация души идет строго иерархически внутри единой целостности, и пока ребенок до двух лет не осознает себя, говорит о себе в третьем лице, никакого конфликта с миром нет, и нет потребности в этике. Поведение детей в песочнице вне этично и асоциально, хотя, зачастую, кажется нам ангелоподобным. Оно напоминает поведение любых детенышей животных , и потому молодняк в зоопарке резвится на одной площадке, хищники и будущие жертвы. Этот образ эдема, естественной иерархии и гармонии длится недолго, но по-видимому, закрепляет архетип всеобщей любви и «Золотого века», точнее «Золотого детства» в каждом. Затем наступает период первичной вертикальной социализации, императивно предъявляемой в семье и младших классах школы --- кого слушаться и как себя вести. По мере пробуждения самосознания, преобразующей активности к миру, а затем и к себе, потребности в самоидентификации, особенно мощной в период полового созревания, возникают конфликты Я --- Мир, а следовательно и особая необходимость в культурных этических регулятивах. У восточных народов эти три периода отражены поговоркой: «до пяти лет ребенок царь (учить все равно бесполезно, ограничивать вредно), от пяти до десяти --- раб (безоговорочное и осмысленное следование старшим), а после десяти --- друг». Именно в последний, пубертатный период гипертрафировано личностное начало и именно его напоминает современная Западная культура. Позже наступает период взросления, понимания позиций другого, мудрость, но до этого человечеству пока далеко.

Кстати, и при построении искусственного интеллекта методами нейросетей легко усмотреть первичный предметный этап сенсорного опыта ---предъявление распознаваемых образцов, второй этап формирования решающих правил на множестве этих образов с помощью экспертов и наконец третий этап самостоятельного создания решающего правила машиной (Д.С. Чернавский). Вы можете сказать, что это списано с социума, но сегодня мы понимаем в деталях что такова природа обработки информации мозгом и именно потому в социуме нет иных стратегий социализаций. В машинном социуме сегодня так же возникают этические проблемы.

Конфликты решаются либо интровертивно, преобразованием Я (религиозно- мифологический стиль) или экстравертивно --- преобразованием Мира (научно-философский стиль). Последний тип реакций на вызовы судьбы доминирует сегодня в Западном типе цивилизации, в мужском архетипе; хотя всегда существует неосознаваемая обратная связь и эволюционируют оба --- преобразующее и преобразуемое начала. Наша задача сегодня, в большой степени, заключается в том, чтобы отрефлексировать эту связь и научиться осмысленно переходить от одного типа реакций к другой и обратно, попытаться соединить активное рацио Запада и созерцательную мудрость Востока, к чему призывал и И.Р. Пригожин. В антропной сфере обратный процесс эволюции, восхождения к целому, вовсе не есть движение по старым следам, впадение в детство. Он связан со свободной активностью и творчеством, с установлением взаимодействия , взаимопонимания, обретения опыта жизни, опыта общения с иными Я, иными Мы, и т.д. Это постижение сложности и многообразия мира человеческой культуры и Мира вообще, совсем не похожего на миры детства, своей семьи, своего социума; здесь неизбежно возникновение холистических регулятивов: этики, морали, религии, которые призваны упорядочить коммуникативный хаос и указать нормы, ценности и смыслы пути каждому. Фактически это эволюционные регулятивы, которые должны были бы проводить гармонизацию не только процессов самоидентификации личности, социума, нации, общечеловеческих императивов, т.е. строгой вертикали, но и гармонизацию межличностных, межгрупповых, межнациональных, межконфессиональных ... отношений, являющихся горизонтальными связями, которые резко напрягаются в периоды общественных кризисов. Вертикальные этики хорошо развиты в каждой культурной традиции, и
«к разделу         1.  2.  3.  4.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров