Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КРИЗИСОВ И КУЛЬТУРА

В.Г.БУДАНОВ

(ИФ РАН)

Волна рациональности породила западную техногенную цивилизацию, поставив планету перед альтернативой - "быть или не быть", и продолжает свой рост , формируя ноосферные процессы коллективного разума, на который только и остается надеяться. Каковы механизмы и пределы роста научного и вообще рационального знания, механизмы функционирования информации в культуре? Вопрос, который особенно актуален в период глобального цивилизационного кризиса и зарождения элементов информационного общества.

Наука, как социальный институт, рационально коммуникативна, ее частные результаты оформляются в сжатой логической форме, поддающейся дальнейшей дедуктивной структуризации и , как следствие этого, легко и в полной мере усваиваются последующими поколениями. В определенном смысле современное естественнонаучное образование поднимает знания и умения средних выпускников университетов выше уровня энциклопедистов прошлого века, хотя их творческие потенциалы конечно несоизмеримы. По словам В.С.Библера - лоск методики преподавания полностью обезличивает результат(1).То есть, термитник науки в большой степени результат, продукт коллективного социального разума, эффект куммулятивного взрывного роста и самоорганизации знаний. Образно говоря, наука растет как живой организм: чередование процессов деления, специализации дисциплин, анализа и затем синтеза нового качества, новой онтологии, нового языка. Это синергетический процесс морфогенеза, процесс нанизывания герменевтических петель, который происходит на всех уровнях организации науки, и когда пересматриваются ее основы, мы говорим о парадигмальных революциях. Сейчас именно такой момент междисциплинарного синтеза , самоорганизации науки, этап острой рефлексии, становления новой постнеклассической эволюционной парадигмы.

Анализ развития науки как процесса порождения нового знания чрезвычайно сложен, неотделим от своих социально-исторических корней, что подробно рассматривается, например, в трудах В.С. Степина (2). Мы же подчеркнем лишь один культурно-психологический аспект развития науки.

Научное знание имеет реальный, активный носитель - конкретных людей, научные сообщества, с их научной и культурной традициями воспитания стиля мышления, интеллектуальной инерцией и ментальными привязанностями к господствующим парадигмам. Отсюда и неизбежное сопротивление непрерывному инновационному изменению и, как следствие "квантованность" освоения знаний - одно поколение ученых 15-20 летний психологи- ческий барьер. (Не вдаваясь в этическую сторону вопроса, такой консерватизм имеет и большой функциональный смысл - отсеиваются "слабые" теории, пробиваются лишь значимые).

Планк говорил, что поколение оппонентов вымирает, а не переучивается, после чего студенты свободно усваивают новую теорию. Конечно, наряду с внутренней логикой смены парадигм это лишь одна из причин рывков научного знания, но сейчас в условиях обвального роста информации, на наш взгляд она становится основной причиной неравномерности роста, создавая иллюзию псевдопарадигмальных скачков. Более того сейчас уже на памяти одного поколения несколько раз меняются представления, и приходится переучиваться в зрелом возрасте.

Отвлечемся теперь от культурологических моментов и перейдем к нашей основной задаче - выделение, по возможности в чистом виде, основных причин и механизмов роста рационального знания, которые позволят дать оценки сверху на этот процесс в реальности.

Наша основная идеализация относится к информационной среде - полная толерантность отдельных идеальных носителей знаний (обобщенных ченых) к идеям друг друга, т.е. готовность и стремление к конструктивному диалогу и сотрудничеству, умение встать на точку зрения оппонента. Это основная предпосылка свободной генерации идей, максимальной идейной продуктивности и так же свойство будущего информационного общества. Допустим также, что критика пропускает любые идеи-"кентавры", типа " волна-частица", бессмысленные в классике, но значимые в квантовой механике. По сути запрет на критику, только СИНТЕТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Наше второе
«к разделу         1.  2.  3.  4.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
сервисный центр сони
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров