Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.
на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционносинергетическогоподходов к современному етествознанию. Его преподавание стало возможным на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественноначную и гуманитарную компоненты культуры, и осознанию универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики. ИСКУШЕНИЕ СИНЕРГЕТИКОЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Итак, сегодня как никогда нужен целостный трансдисциплинарныйвзгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе вобществе не возникнет когерентного понимания глобальных проблем и способов их решения. Да и откуда ему взяться, ведь социальный опыт пере-дается системой образовательных институтов, которые ориентированы настереотипы линейного стабильного развития в прошлом, а сегодня необхо-димо ввести привентивное обучение принципам жизни в неустойчивом нели-нейном мире, где временные масштабы иллюзорны и человек должен нау-читься жить в динамическом хаосе, постигая его законы, законы самоор-ганизации. Для смены образовательной стратегии отпущен лишь краткий миг ис-тории - рубеж тысячелетий, благо новая холистическая методология ужедостаточно развита - это междисциплинарное направление науки - синер-гетика или теория самоорганизации. На наш взгляд естественно введение синергетики в образовательныйпроцесс сразу по трем направлениям:

I - СИНЕРГЕТИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИИ ( SYNERGETICS FOR ): интегративные курсы синергетики в средней и высшей школе по завершении очередно-го цикла обучения - подготовительная, начальная, средняя школа, циклфундаментальных дисциплин в высшей школе, цикл специальных дисциплин,аспирантура, факультеты переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей, адаптивные курсы и получение второго образованиялюдьми в зрелом возрасте. И начинать надо с создания учебной литературы и специальных потоков ФПК. Это путь спирального восхождения по рубежам осознания целостности мира.

II - СИНЕРГЕТИКА В ОБРАЗОВАНИИ ( SYNERGETICS IN): внедрение вчастных дисциплинах материалов иллюстрирующих принципы cинергетики - вкаждой дисциплине , будь то естественнонаучная или гуманитарная дис-циплина, можно найти разделы изучающие процессы становления, возникно-вения нового, и здесь уместно наряду с традиционным использовать языксинергетики, позволяющий в дальнейшем создать горизонтальное поле меж-дисциплинарного диалога, поле целостности науки и культуры.

III - СИНЕРГЕТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ( SYNERGETICS OF): синергетичностьсамого процесса образования, становления личности и знания. Здесь внаибольшей степени сказывается антропный, постнеклассический характерсинергетики, в процессах диалога и развитии самореферентных систем.Высокие примеры педагогического мастерства и авторских методик и естьлучшие образцы приложения целостных синергетических подходов, но се- годня проблема не в том чтобы создать единую методику, а в том чтобынаучить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методи-ку и стиль, оставаясь на позициях науки о человеке. Сегодня идеи синергетики все шире поддерживаются научной и педа-гогической общественностью: в частности, в рамках программы новой дисциплины "Естествознание" для гуманитариев во всех вузах России обязательно изучение большого ( 16 лекций) раздела "Синергетика", готовитсяряд учебных пособий по синергетики и ее приложениям, создаются ФПК. В области синергетических методик обучения начаты активные исследованияв РАО и РАН, а в ряду наиболее эффективных образовательных синергетических технологий безусловный интерес вызывает "Автодидактика " В.А.Куринского.

1. Московский Синергетический Форум "Устойчивое развитие в изменяющемся мире". (Январь 1996).Тезисы. Программа. ИФ РАН, ИПМ РАН. 1996.

2. Буданов В.Г.. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционносинергетический подход. Высшее образование в России, N4, 1994.

3. Примерная программа дисциплины "Современное естествознание" для гуманитарных направлений бакалавриата. ( Авторы: Буданов В.Г., Мелехова О.П., Суханов А.Д., под редакцией академика Степина В.С.) Гос. Ком. Вуз. России, Москва, февраль1995. .

4. Куринский В.А.."Автодидактика", Автодидакт, Москва 1994.

В заключении приведем
«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров