Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.
можно, уравновешивая, синтезируя рациональную и гуманитарнуюкомпоненты культуры. К аналогии между компенсаторными, антиэнтропйнымимеханизмами высокоразвитых интеллектуальных систем и моралью приводити более подробный анализ.Так, кризис техногенного общества конца ХХвека мог бы уже закончиться планетарной ядерной катастрофой, не появись нравственный мотив в политике 80-х, и теперь есть шанс на относительно мягкое прохождение кризиса.

Сегодня становится очевидной необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой и космосом. А гуманитариям следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а переосмысливать ряд наколенных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субьективно-эмоциональных переживаний.

Таким образом, мы приходим к необходимости формирования, с учетом знаний современной науки, целостного видения мира, свойственного нашим предкам. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук - это путьк новому пониманию природы, человека и общества. В последние десятилетия такой синтез начался спонтанно в силу логики развития самой науки,интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближающихся по сложности поведения к живым ор-ганизмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось,также соци-альные и психологические феномены. Кроме того, сейчас осознана принци- пиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатор - эксперимента, т.е. актуален лишь целостный подход: природа +человек. Это направление науки о сложном - синергетика, - опирающееся насовременные математические методы и являющееся далеко идущим обобщени-ием дарвинизма, по существу, может быть названо "эволюционным естествознанием" в широком смысле. От Бытия к Становлению - вот, следуя ИльеПригожину, ориентация новой научной парадгмы, в контексте которой акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия,на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового,рождения и перестройки структур, самоорганизации. Например, возникает возможность универсальным образом описывать яв-ления самоорганизации, проясняется значение открытости систем, рольслучайности и конструктивная роль хаоса, природа катастрофических революционных изменений в системе, механизмы альтернативного - исторического ее развития и т.д.. Замечательно, Что все эти понятия, до недавнего времени бывшие исключительно в арсенале гуманитарного образамышления,теперь приобретают иное, более глубокое звучание. Теперь мож-но говорить о возникновении некоего, более чем метафорического, едино-го метаязыка естественника и гуманитария. Намечаются понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровнеосознания мира. Этот процесс надо сознательно развивать, что приведет не только кпримирению , но и взаимообогащению двух культур, так как одна предс-тавляет рациональный способ постижения мира, другая - диалектическидополнительный - интуитивный, ассоциативно-образный. Диалектическоеединство заключается в том, что ни одна из культур не самодостаточнаи, согласно знаменитой теореме Курта Геделя о неполноте, рано или поздно не сможет развиваться без привлечения методов другой, вырождаясь иначе в застывшую догму, либо в хаос абсурда.

Итак, смена парадигмы, происходящая в науке, переход от ньютоновс-кой к эволюционной, синергетической парадигме сейчас резонирует с пот-ребностями культуры человечества в целом. Проблемы социума в большойстепени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом кприроде и технике, который был перенесен на общество и способствова развитию позитивизма, потребительской иделогии, неумению предвидетьэкологические и цивилизационные кризисы. В этой связи важной задачей является создание новых курсов препо- давания естествознания, способных изменить официальную идеологию, датьодин из ключей к пониманию механизмов потрясений в обществе, столь не-устойчивом и бурно меняющемся в конце ХХ века, сформировать адекватныйменталитет социума. Это должны быть курсы, не представляющие собой механическое соединение традиционных курсов физики, химии,биологии и экологии, но являющиеся продуктом междисциплинарного синтеза
«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров