Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11. > 
ПРОГРАММА ЦИКЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ"


А.М. Павлов
Кемеровский государственный университет

Пояснительная записка

Необходимость построения подобной системы практических занятий в значительной степени определяется спецификой самого курса, который является одним из главных в системе вузовского литературного образования, поскольку знакомит слушателя с обязательным для формирования адекватного языка описания литературного произведения терминологическим аппаратом. При этом, в процессе освоения курса у студентов должна сформироваться установка, что литературоведческие термины не являются самоцелью в науке, а являются "костылями", с помощью которых можно прийти к пониманию смысла произведения. Это совпадает с определением филологии, данным С. С. Аверинцевым, как "службы понимания". Именно такой принцип работы с художественным текстом и понятийной системой провозглашается в учебнике "Введение в литературоведение" (Под ред. Л. В. Чернец). - М., 2000.

Основной целью данных практических занятий становится формирование у учащихся адекватного языка описания литературного произведения, который становится первым шагом на пути к постижению его красоты, смысла и целостности.

В рамках предлагаемой системы практических занятий происходит актуализация проблемно-деятельностного подхода к литературному образованию, в данном случае, к освоению литературного произведения и литературоведческих источников.

Практические занятия предполагают не столько пересказ мыслей литературоведов и теоретические рассуждения; внимание, главным образом, уделяется самому художественному тексту, а процедуры литературоведческого анализа становятся необходимыми "инструментами", открывающими "ворота" смысла произведения.

Отбор текстов к практическим занятиям мотивировался следующими причинами. Во-первых, при изучении той или иной проблемы выбирались наиболее показательные рассказы, стихотворения, пьесы, на примере работы с которыми можно показать продуктивность, действенность тех или иных понятий и способов аналитической деятельности. Во-вторых, при составлении планов практических занятий мы ориентировались на степень доступности произведений литературы, многие из которых рассматривались в школьной программе. Этот критерий отбора оказался значимым в плане того, что при освоении курса учащиеся освобождаются от школьных, часто неадекватных интерпретаций произведений (таких как "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина, "Человек в футляре" А. П. Чехова, "Горе от ума" А. С. Грибоедова).

Исходя из этого, практические занятия по введению в литературоведение строятся на основе следующих методологических принципов:

1. Анализ произведения как имманентного, то есть без привлечения различных контекстов (историко-литературного, биографического, социального и т. д.);

2. Представление о литературном произведении как о целостной художественной системе, в которой каждый элемент приобретает смысловую значимость в контексте целого.

3. Художественное произведение понимается в свете современных литературоведческих концепций как высказывание автора-творца, направленное к адресату творчества - читателю. При такой установке конечной целью-сверхзадачей практических занятий становится прийти к уяснению сути авторской и читательской позиции в произведении.

Некоторые, особенно сложные, темы снабжены не одним, а двумя вариантами практических занятий, из которых для проведения может быть выбрано одно.

Рекомендованная студентам литература учитывает появившиеся в последнее время учебники и учебные пособия по курсам "Введение в литературоведение" и "Теория литературы".

Предлагаются практические занятия по следующим проблемам:

Практическое занятие № 1. "Художественный образ в литературном произведении"

Практическое занятие № 2. "Художественное время и пространство. Событие в литературном произведении".

Практическое занятие № 3. "Сюжет и фабула в литературном произведении".

Практическое занятие № 4. "Композиция литературного
«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11. > 

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров