Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу       <   3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13. > 
href="file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8F/Desktop/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B5%21/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%20-%20%D0%9D.%D0%9D.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA.htm#23" title="[23]">[23].

При внимательном взгляде на русскую философию ХIХ века, его последних десятилетий, становятся совершенно очевидны те нити, которые идут от затронутых выше работ Н.Н. Страхова к таким выдающимся произведениям, как "Основы веры и знания" П.А. Бакунина, "Наука о человеке" В.И. Несмелова, к творчеству П.Е. Астафьева, Л.М. Лопатина, Н.Г. Дебольского и других мыслителей. Конечно, эти нити возникали чаще не из личного влияния Страхова, а из существа дела, из освоения русскими мыслителями настоящей области философской проблематики; хотя и личное влияние, несомненно, имело место. Так или иначе, в русской философии Страхов был, по-видимому, первым, кто опознал, на теоретико-философском уровне, ключевой для понятия истины момент её уникальности, момент, который нельзя подчинять моменту универсальности, или общезначимости: понял то, чего до конца жизни так и не понял В.С. Соловьёв, да и большинство его последователей. Истина не только конкретна; она всегда уникальна, открывает свою бытийственную достоверность в единичности человеческого существования - как самодостоверность, как истину самобытия, или саморазумения (если использовать выражения, характерные для Несмелова, Павла Бакунина и других). Но те же мыслители, и Страхов в первую очередь, ясно сказали и о другом: о бесплодности замыкания на этой уникальной истине, о естественности стремления перейти от субъективной достоверности истины к её объективной значимости. Другой вопрос, как верно осуществить это стремление.

Прежде чем затронуть эту проблему, отмечу: Николай Страхов, этот "русский гегельянец", питал величайшее отвращение к созиданию каких-либо всеохватных систем, к тому идеалистическому конструктивизму, который расцвел в "философию всеединства". Хотя Страхов и определял философию, как искусство "ставить и развивать понятия", он никогда не верил в "саморазвивающееся понятие" Гегеля или в "живые идеи" В.С. Соловьёва и его эпигонов. Понятия - инструменты познающего духа; идеи - выражения его "внутренней формы"; но в отрыве от духа, в отрыве от своей почвы в реальной душевной жизни и понятия, и идеи превращаются в фикции - интересно, что Страхов употреблял это слово, как позже Ф. Брентано при характеристике "значимостей", "смыслов" и прочего, что якобы существует в отрыве от живого субъекта, или от той среды, которая необходима для взаимодействия живых субъектов. Именно поэтому Страхов, обладая глубоким и сильным теоретическим умом, подчеркнуто избегал философии "вообще", придавал особое значение рассмотрению конкретных явлений и фактов. Из таких "частных" исследований составлена его замечательная книга "Мир как целое", которую мы не умеем читать именно потому, что смутно понимаем призыв Страхова: "внимательно всматриваться" в себя и в окружающий мир. Призыв, который и составляет суть подлинной феноменологии, суть, выраженную Страховым в другом месте так: "для полного понимания - нужно открыть глаза, нужно отогнать от себя все, мешающее простому, прямому зрению" [24].

Прекрасным примером такого "прямого зрения", в сочетании со способностью "ставить и развивать понятия", выражающие подлинный характер сущего, является страховский анализ времени - категории, глубочайшее метафизическое значение которой Страхов осознал, опять-таки, одним из первых в русской философии.

К проблеме времени
«к разделу        <   3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13. > 

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров