Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу       <   2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12. > 
href="file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8F/Desktop/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B5%21/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%20-%20%D0%9D.%D0%9D.%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA.htm#18" title="[18]">[18].

Таким образом, Страхов с полной ясностью устанавливает диалектическую природу принципа, сформулированного Декартом. Парадоксальным образом именно предмет сомнения оказывается настоящим предметом познания; "это свойство, сомнительности, мы всегда приписываем настоящему познанию", отмечает Страхов. Напротив, предмет очевидного, непосредственного знания оказывается недоступен традиционным приемам познания, именно потому, что это не предмет или "вещь" - но субъект, или существо. Он требует, подчеркивает Страхов, "каких-то обратных приемов и особенных усилий, необычайной постановки нашей мысли" [19]. И такими приемами ещё не овладела философия, хотя она и приблизилась к своей настоящей проблеме: проблеме познания субъекта, а не объекта, существа, а не вещества, того, кто есть, а не того, что есть. Страхов добавляет, что в свете такой проблемы, проблемы самопознания, новую постановку получает и познание так называемого "внешнего мира", мира объектов. А именно, при ближайшем рассмотрении, этот мир открывается как "неизбежная среда для взаимного познания независимых друг от друга духовных существ" [20]. Проблема познания внешнего мира входит в философию именно в связи с проблемой познания другого существа, познания "чужой души".

При этом Страхов ясно сознавал и то самостоятельное значение, которое имеет чисто научное познание мира - познание, по сути своей представляющее мир как механизм. Он писал: "Когда силою философского отвлечения мы отняли у природы всякую жизнь, когда мы научились не обращать внимания на красоту и выразительность её явлений, а стали смотреть на неё как на мёртвый механизм, мы открыли те законы, которым подчинён этот механизм, и продолжаем без конца открывать подробности его устройства" [21]. Но при всей значительности своих результатов (которые Страхов понимал вполне профессионально, в лучшем смысле этого слова), "наука не объемлет того, что для нас всего важнее, всего существеннее, не объемлет жизни" [22], не дает ответа на кардинальный вопрос: "как существует в мире духовное?"
«к разделу        <   2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12. > 

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров