Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу       <   5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.  14.  15.
связанная с направлением "движения времени": или к будущему, или к прошлому. Двойной взгляд на направление времени, отмечает Страхов, соответствует двойному взгляду человека на самого себя: как на субъект и как на объект. Объект вовлечен в движение времени, которое уносит его от прошлого к будущему, в конечном счете - к смерти; субъект остается неподвижным центром существования, и тогда время проходит через него, направляясь от будущего к прошлому [28].

На примере анализа времени Страхов показывает: ни одно явление не может быть понято на путях чистой объективации, характерной для научного знания, для рационализма в тесном смысле слова. Духовная основа мира, основа существенно субъективная (точнее, субъектная), раскрывается во всех явлениях, и хотя все они могут быть описаны так, словно этой основы нет, но их понимание возможно только в связи с нею, в её немеркнущем свете. "Есть старинное учение - писал Страхов - что та же дверь, которая ведёт в глубину нашего сердца, ведёт и в область божественных сил. Это прекрасное и истинное учение; на этом пути нужно искать Бога, а не в четвертом измерении пространства" [29].

В заключение повторю ещё раз: настоящее значение Страхова как философа можно вполне оценить только в верной ретроспективе русской философии. Теория сознания и самосознания, диалектика субъекта и объекта, переходящая в диалектику личности и вещи, онтология самобытия, проблема чужого сознания, или "другого", метафизика духа как субстанции и творческой силы - эти и другие вопросы, поставленные Страховым, пусть только поставленные, но поставленные всегда глубоко и точно, нашли развитие в творчестве мыслителей, о которых я лишь упомянул, и которые остаются, к сожалению, "белым пятном" в историографии русской философии. А коль так, то, конечно, легко доказывать, что русская философия якобы и не ведала о ключевых проблемах человеческого существования, а занималась бесплодным конструированием вавилонской башни "всеединства". Тогда легко культивировать и суеверный трепет перед современной западной мудростью, трепет, который, как отмечал Страхов, "отнимает от нас веру в собственное разумение". И сегодня пора, наконец, стряхнуть этот трепет окончательно, и стать на твердую почву собственной мысли - почву, которая существует, как бы ни убеждали нас в противном.

Примечания.

  1. Н.Н. Страхов "Философские очсрки" изд. второе, Киев, 1906, с.391.
  2. В.В. Розанов "Литературные изгнанники" СПб., 1913, с. ХI.
  3. «к разделу        <   5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.  14.  15.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
Автовыкуп на иностранной регистрации Киев ua-avto.com.ua.
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров