Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.

В.В.Целищев

<!--[if !supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->

Синхронная и асинхронная несоизмеримость

<!--[if !supportEmptyParas]--> <!--[endif]-->Одной из задач аналитической философии является устранение путаницы в терминах, свойственной столь часто философским дискуссиям. Одним из наиболее ярких примеров подобной путаницы можно считать употребление термина «несоизмеримость» в различных контекстах. Сам термин, безусловно, настолько широко используется самыми разными философами, что почти невозможно придать ему более или менее однозначный смысл. Как и термин «парадигма», он стал скорее метафорическим, нежели буквальным. Иногда подобная метафоричность приводит к значительным неясностям, которых можно было бы избежать за счет более внимательного отношения к значению терминов.

В данной работе я хочу коснуться одного рода смешения разных значений термина «несоизмеримость». Большая часть авторов употребляет термин «несоизмеримость», полагаясь на разговор о парадигмах как стилях мышления, меняющихся по ходу времени. Я называю эту несоизмеримость асинхронной. С другой стороны, термин «несоизмеримость» употребляется иногда по отношению к концептуальным схемам или теориям, представляющим более или менее однородное временное состояние соответствующей области знания. Такой вид несоизмеримости я называю синхронным.

Проводимое мною различение имеет смысл уже при обсуждении самого понятия "парадигма". Как известно, первое и второе издания книги Т.Куна (имеется в виду оригинальная английская версия) существенно разнятся в отношении понимания этого ключевого понятия. Если в первом издании смена парадигм представляет собой довольно редкое явление глобального масштаба (ньютоновская физика по сравнению с аристотелевской, если взять распространенный пример), то во втором издании парадигмы понимаются как система взглядов научного сообщества. Если крупный научный коллектив рассматривать в качестве примера такого научного сообщества (против чего Кун отнюдь не возражает), тогда речь идет скорее о конкуренции парадигм, с возможной последующей победой одной из них, но не о смене их. Ясно, что в моей терминологии первое понимание парадигм является асинхронным, а второе – синхронным.

Введение дополнительной терминологии (вроде моей) мало что прибавляет к тому, что уже имеется. Однако она позволяет избежать путаницы, поскольку резервирует за термином «несоизмеримость» более узкий смысл, необходимый для понимания происходящих процессов. В частности, когда говорят о постмодернистской трактовке несоизмеримости в ряде работ, на самом деле речь идет о синхронной несоизмеримости. Например, в известной работе Ричарда Рорти «Философия и зеркало природы»1 герменевтика, противопоставляемая эпистемологии, апеллирует как раз к асинхронной несоизмеримости, и в то же время для обоснования герменевтического подхода используется асинхронная несоизмеримость. С моей точки зрения это приводит к некоторым неточностям в ставшей широко известной критике эпистемологии со стороны Р.Рорти.

Неточность, которую я имею в виду, состоит в том, что вполне обоснованный разговор о синхронной несоизмеримости Рорти переводит в разговор об асинхронной несоизмеримости, которая в герменевтическом одеянии гораздо более спорна. Сравните два пассажа из его книги. В первом он говорит о асинхронной несоизмеримости.

Ошибался ли Аристотель относительно движения, разделяя его на естественное и вынужденное? Или же он говорил нечто отличное от того, о чем мы говорим, когда говорим о движении? Давал ли Ньютон правильные ответы на вопросы, на которые Аристотель давал ответы неверные? Или же они задавали разные

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров