Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.
воздействию закона разделения труда, обедняют себя духовно, наносят ущерб своему здоровью. Четвертое направление гуманизации этой сферы заключается в обеспечении условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.

Решающее значение здесь принадлежит государственному регулированию, обеспечивающему науке достаточно высокий социальный статус, связанный , прежде всего с финансированием, высокой степенью экономической независимости, автономии по отношению к властвующим структурам и моральной общественной поддержкой. Это имеет определяющее стратегическое значение, как в плане эффективности, степени полезности научной деятельности, так и в плане ее гуманизации. Как показывает отечественный и мировой опыт, экономические успехи, политический и моральный вес страны находятся в прямой зависимости от высоты социального статуса науки в данной стране. В современной России статус науки опущен крайне низко, что неминуемо ведет общество к отставанию, упадку и катастрофе.

Важное значение для гуманизации науки, более чем для любой другой сферы деятельности, имеет демократизация внутри коллективных отношений и обеспечение благоприятного психологического климата, ибо свобода творческого поиска, критики и выражения мнения – решающее условие высоких результатов труда каждого научного работника. Высокая степень удовлетворенности ученого своим трудом, условиями профессиональной деятельности – не только средство повышения эффективности труда, но и цель, поскольку забота всех о душевном благополучии каждого – неотъемлемая сторона гуманизма. Следовательно, всемерное развитие демократии, позволяющее с наибольшей полнотой самореализоваться каждой личности, и коллективизма, обеспечивающее бескорыстную товарищескую взаимопомощь ученых, наряду с духом соревновательности при стремлении к общим целям, – пятое направление гуманизации науки.

Синонимичное употребление понятий гуманизма и гуманитаризма, допустимое в обыденном или политическом языке, требует их четкого разведения в теории. Гуманистичное - это объективное и субъективное отношение к человеку как к высшей ценности, имеющее различные конкретные проявления в альтруистических поступках и мыслях, милосердии, сострадании, в любви к людям и заботе об их благополучии. Гуманитарное - это относящееся к наукам о различных сторонах общественного бытия и сознания. Следовательно, гуманитаризация науки, означая насыщение негуманитарных дисциплин данными и выводами гуманитарных дисциплин, выражает шестое направление гуманизации науки.

Гуманитарные науки, хотя это, возможно, звучит неожиданно, могут иметь и нередко имеют антигуманную направленность, оправдывая жестокость, насилие, провозглашают “избранность” одних народов и социальных групп ,и необходимость господства их над другими людьми путем некорректных в научном отношении утверждений и интерпретаций фактов. Безупречные с точки зрения логики и фактического материала тексты могут быть антигуманными по своим суждениям и выводам в силу определенных “ценностных ориентаций” их авторов. Поэтому гуманизация гуманитарных наук не менее актуальна, чем технических или естественно-научных дисциплин и выражает седьмое направление гуманизации науки.

Поскольку сущность гуманизма в отношении к человеку как к высшей ценности, постольку все семь перечисленных направлений гуманизации науки связаны с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. Гуманитарные дисциплины призваны теоретически осмысливать и проектировать этот процесс, вплоть до разработки конкретных социальных технологий, которые могут на инженерном уровне тиражироваться и широко распространяться в научно-исследовательской практике. Реализация этой их новой роли – необходимое условие научного решения всех глобальных проблем современности, поставивших перед

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров