Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.
мышления специалистов. Поэтому гуманитаризация образования – важнейшее направление его гуманизации, а, следовательно, и гуманизации нашего общества.

Пути гуманизации науки

В самой общей форме под гуманизацией науки понимается усиление направленности содержания различных дисциплин, форм организации и условий научно-исследовательской деятельности на человека как высшую ценность, а также на преодоление технократических тенденций, противоречащих его потребностям и всестороннему, свободному развитию каждой личности. Этот процесс включает, во-первых, все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия всех людей. Во-вторых, совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала всех, работающих в этой сфере.

Проблема гуманизации науки возникла в связи с тем, что в текущем столетии наряду с ее умножающимися благотворными плодами стали очевидными и негативные последствия, угрожающие самой человеческой сущности и существованию рода человеческого. Знание становится все более могущественной силой, которая, однако, может быть использована с неменьшим успехом как во имя добра и созидания, так и во имя зла и разрушения. Первое направление гуманизации науки состоит в определении, а самое главное, практической реализации необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления ее достижениями.

В последней трети ХХ века начался перелом в общественном сознании: традиционная, идущая от ветхозаветных времен императивная установка на “покорение” природы, заменяется пониманием необходимости спасения природы объединенными усилиями человечества, утверждается отношение к ней как к первостепенной эстетической, этической самоценности, а не только как к материальной основе и средству человеческого бытия. Экологический глобальный кризис заставил по новому взглянуть и на роль науки во взаимодействии общества с окружающей средой. Второе направление гуманизации науки – теоретическое обоснование равновесного природопользования и разработка научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе.

Наука как способ рационального познания и основа мировоззрения через системы всеобщего образования, прежде всего в наиболее развитых странах, приобретает все большее значение для миропонимания большинства людей, в то время как религиозные верования становятся формальными, все более адаптируемыми к требованиям, жестко диктуемым объективной логикой технократично-рыночного общества, вульгарно-материалистичного по своей сути.

Современные люди все менее склонны твердо придерживаться каких-либо идеалов, тем более всерьез надеяться на лучшее бытие в загробном мире. Они, опираясь на быстро растущие возможности теории и технических средств, измеряют точными методами бесконечные глубины микро-, макро- и мегамира, все быстрее мчатся по земле,воде, воздуху и космосу, все больше производят и потребляют материальных благ, становятся все более прагматичными и все менее способными к постижению подлинных духовных ценностей, смысла, полноты и счастья жизни.

Третье направление гуманизации науки – преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретения знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимые ориентиры в жизни.

Занятие наукой часто так захватывает, увлекает, что исследователи как личности, подвергаясь уродующему

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров