Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.
противоположность, антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Уже в силу того, что каждый человек объективно зависит от деятельности других людей, его отношение к ним, как к средству собственного бытия, существует объективно, независимо от осознания этого факта. Точно также любой индивид, пусть даже обладающий абсолютной властью монарх, деспот, хочет он этого или нет, объективно выступает и в роли средства достижения целей, удовлетворения потребностей других людей.

Важно зафиксировать диалектику категорий “цель-средство” при познании взаимосвязей личности и общества. Следует иметь также в виду, что чаще всего люди проявляют, в той или иной мере, жестокость в одних случаях и милосердие – в других, как и добро и зло выявляются обычно не “в чистом виде”, а как единство переходящих друг в друга противоположностей. Об альтруистическом или эгоистическом началах, о гуманизме или антигуманизме обществ, социальных групп, индивидуумов имеет смысл говорить лишь в свете преобладания тех или иных моральных и психологических установок, в свете проявления тех или иных тенденций поведения, образа жизни.

“... Воззрение, приписывающее человечность высшей стороне нашей породы, уже этим самым признает существование и низшей, жестокой ее стороны. В человеческой душе, по-видимому, существуют два различных и враждебных друг другу течения, побуждающие одно – к разрушению и жестокости, другое – к кротости, единению и любви; истинная цивилизация представляет собой картину постепенного ослабления низшего начала и такого же постепенного развития и возрастания высшего” [2]. И хотя Лекки, автор цитируемого рассуждения, исходит из “вечных качеств души”, а не из объективных исторических условий жизнедеятельности индивидов, тем не менее он прав, говоря о неизбежности в реальной жизни существования и взаимодействия противоположных нравственных начал. Он прав также в том, что истинный социальный прогресс, в том числе в сфере науки, не мыслим без увеличения роли гуманного начала в обществе в противовес животному эгоизму.

Проблема гуманизма неразрывно связана с формальной и неформальной справедливостью, демократическим равенством и приоритетом свободы – вопросами, получившими основательную разработку в известной монографии Дж. Ролза “Теории справедливости” [3]. Взаимосвязь этих понятий требует специального методологического анализа. В данной статье ограничимся указанием на необходимость такого исследования.

Понятие гуманитарного

В литературе и в повседневном общении понятия гуманизма и гуманитаризма часто употребляются как синонимы, или почти совпадающие по содержанию и объему термины.

В частности, под гуманитаризмом еще в прошлом веке подразумевалось “изучение и приложение к жизни человеческих начал сострадания, любви, кротости и всеобъемлющего доброжелательства”, равнозначно русскому слову “человечность”. Причем, Г.С.Солта связывал это понятие с требованием защиты всех живых существ, с отказом от убоя животных, охоты, рыбной ловли и с полным вегетарианством.

Гуманизм же у него трактуется довольно узко – как подъем в области науки и литературы лишь в эпоху Возрождения, причем незатронувший, по его понятию, нравственность. “Эпоха эта была грубая и жестокая, полная кровопролитных войн и разбоя, истязаний и преследований, жестокости к людям и животным, гнетущих лесных законов и диких увеселений. Около этого времени стала возникать торговля неграми; а теория Декарта о том, что животные будто бы лишены сознания, явилась со своей стороны, предлогом для безжалостного обращения с ними” [2].

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров