Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.

В. Н. Турченко

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ НАУКИ

Понятие гуманизма

Как это ни парадоксально, но растущее понимание необходимости глубокой гуманизации жизни нашего общества, в том числе сферы науки, сочетается с отсутствием четкого представления о конкретном содержании этого понятия. В специальной литературе сегодня существует явный разнобой в толковании самого термина “гуманизация”. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию проблем гуманизации науки, представляется необходимым рассмотреть понятие гуманизации, провести его содержательный и этимологический анализ, выявить генезис и связь с другими близкими и пересекающимися понятиями.

Гуманизм – одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как “совокупности” взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми [1], отражает только одну – субъективную сторону.

Самое главное состоит в практическом гуманизме – обеспечении реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих объективных общественных отношений. Поэтому сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Его основное проявление, реальное бытие – общественно-полезная деятельность, свободный труд, сознательно отдаваемый на пользу другим людям.

Гуманизм, конечно, не только полезная деятельность, его суть в любых проявлениях заботы одного человека о благе другого. Быть антигуманистичным может быть не обязательно злой человек, а, например, вполне трудоспособный молодой человек, исполненный добрых чувств по отношению к окружающим, но живущий за счет других. Никак нельзя назвать гуманистичным строителя, бездумно возводящего плотины, угрожающие благополучию природы и человека, собственника или руководителя предприятия, заботящегося об увеличении прибыли, но не думающего о благе своих работников и об общественной полезности товара, или коммерсанта, пользующегося конъюнктурой рынка, чтобы непомерно взвинтить цены, а также ученого, равнодушного к тому, как будут использованы его научные результаты – во имя добра и созидания или во имя зла и разрушения.

Отчуждение человека от высокого смысла своей деятельности приводит к возникновению весьма примитивного, но крайне опасного типа людей, которые в любых условиях и ситуациях действуют с целью наибольших выгод и удовольствий для себя лично. В результате они, говоря словами Ф.М.Достоевского, превращаются в “несуществующих людей”. Именно распространение подобного типа в хозяйственной жизни привело нас в свое время к “производству ради производства”, работающего само на себя, а не на благо человека, а теперь к производству ради личной наживы, безотносительно к его общественной пользе, распространению типа людей, готовых на все ради личного обогащения, и, в частности, ученых, которым все равно кому служить.

Поскольку взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, необходимым условием развития индивидуальности каждого, постольку именно гуманизм есть субстанциональное свойство всего человеческого. Это не только не исключает, но необходимо предполагает, как диалектическую

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
строительство подкрановых путей | Можно заказать на сайте http://akvamarin-63.ru радиаторы отопления по низким ценам.
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров