Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.  4.  5.  6.

В.В.Бобров

УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Настоящая статья является продолжением работ по рассмотрению проблемы устойчивого социального развития в свете концепции потребностей человека1. Целью статьи является определение ценностных ориентиров людей на общегосударственном уровне потребностей, комплексная реализация которых может стать решающим фактором в обеспечении устойчивости общественных процессов в стране.

Среди широкого круга вопросов представленной темы центральное место в ней занимает сущностная природа ценностей. Автор, исходя из теории потребностей человека, видит ее следующим образом:

– во-первых, ценность обусловлена необходимостью наиболее целесообразного, с точки зрения субъекта оценки, разрешения существующих в различных формах движения материи противоречий, имеющих непосредственное отношение к индивиду как ее составному элементу;

– во-вторых, ценность является результатом оценки индивидом ресурсов своей жизнедеятельности, продиктованной его потенциальными и актуализированнымми потребностями;

– в-третьих, ценность выражается совокупностью эстетических (в основном генетически заложенных) и нравственных (в основном приобретенных в процессе социальной практики) оценок индивидом объективной действительности на индивидуальном, социально-групповом, общегосударственном и международном уровнях интересов и т.д.

Первое положение в качестве исходной причины ценностных ориентаций человека предполагает его физиологические и биологические потребности, процесс удовлетворения которых находится в постоянном противоречии с материальной и социальной действительностью. Эта точка зрения примыкает к натуралистическому подходу относительно природы ценностей, но от существовавших и существующих мнений отличается наличием развернутого изложения потребностей человека. Например, широко известное теоретическое положение К.Маркса о том, что “сущность человека ...совокупность всех общественных отношений2 акцентирует внимание на социальной форме движения материи, а в произведениях Ж.Ламетри “Человек-машина” и “Человек-растение”3 в основу рассуждений взяты процессы, протекающие в ходе разрешения противоречий преимущественно в биологической и химической формах движения материи.

Второе положение показывает механизм формирования у индивида исходных ценностных установок, суть которого заключается в следующем:

– потребности являются постоянно действующим фактором. Они не исчезают и находятся (в зависимости от условий их удовлетворения) в постоянно изменяющемся иерархическом состоянии, т.е. подразделяются на актуальные и потенциальные;

– нормально удовлетворяемые потребности являются потенциальными и средства их удовлетворения “не имеют” для человека ценностного значения согласно пословице “что имеем – не храним”;

– актуальные потребности – результат неудовлетворенности человека объемами или качественными характеристиками потребляемых ресурсов, а также условиями их удовлетворения. Именно они инициируют процессы оценки объектов, процессов и явлений материальной и социальной действительности, находящихся в сфере человеческих интересов;

– потребности человека находятся в непрерывном движении и растут от достигнутого уровня их удовлетворения. В связи с этим следует подчеркнуть, что даже известная идеология “аскетизма”, призывающая к ограничению физиологических потребностей людей,

«к разделу         1.  2.  3.  4.  5.  6.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров