Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам
 

Перспективы живого слова

А.Л. Буряковский

Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.41-44

Мы не вправе предположить, что какая-либо религия смогла бы долго продержаться, если бы боги не говорили.

Пьер Жане

[41]

Текст, как известно со слов учебников, может быть представлен в нескольких формах. Он может быть устным, письменным или печатным. Сегодня, вероятно, можно добавить ещё и электронную версию. Устная речь отличается открытостью, суггестивностью и адресностью. Письменная — более устойчива во времени и пространстве при некоторых потерях в сравнении с устной. Унифицированный печатный шрифт в сочетании с возможностью бесконечного тиражирования делает текст общедоступным и нормативным, но в значительной степени лишает его при этом авторской индивидуальности. Абстрактному читателю как бы соответствует и абстрактный же писатель. Что касается электронных текстов, то обсуждение их специфики, как кажется, ещё только предстоит. Отчасти в связи с новизной феномена, а отчасти из-за продолжающегося его бурного развития. Предварительно можно сказать только, что такого типа текст сочетает адресность и открытость устной речи, устойчивость во времени и пространстве письменной и пригодность к неограниченному тиражированию, свойственную печатному слову.

Понятно, что тип текста определяется задачами автора, его интеллектуальными и техническими возможностями. Понятно также, что устная речь при непосредственном общении позволяет передать максимум информации не только объективного но и субъективного плана. Сказывается не только что-то, но и кто-то. Такой текст принципиально не может быть объективирован и подвергнут обстоятельному анализу. И не только в связи с мимолётностью и субъективностью. Причины лежат намного глубже. Как кажется, такой текст просто не может быть рационально понят, а может быть только принят (или не принят) как манифестация говорящего. Французский экзистенциализм достаточно много сказал об этом. (П. Жане, напр.).

Заслуживают внимания, однако, и ещё два-три типа речи, определённые уже в античности: внутренняя речь, речь, отражающая понятия, наконец, — самопродуцирующаяся речь, не передающая мысли, но свидетельствующая о хорошем знании грамматики. Ещё более заслуживает внимания вырастающее из античной традиции понятие Слова Божиевого, которое посредством речи творит существование. Именно оно, скорее всего определяет современную стилистику говорения и письма. И именно его судьба, судьба Слова Божия есть некоторого рода пророчество в отношении текущих

[42]

проблем. Наиболее употребляемая сегодня речь неуклонно приближается и по форме и по непреложности значения в прямую устную речь. Технические же возможности отчего-то заданы именно этой мечтой!

Неграмотность или лень здесь ни при чём. Слово вновь стремится обрести возможность непосредственного воздействия на реальность (Бытиё).

Косвенно это подтверждается, например, тем фактом, что рациональная теология Канта и его последователей стала возможной только с развитием книгопечатания и, соответственно, с выработкой привычки восприятия Библии не как живого Слова, но как некоторого фиксированного текста, который можно и должно подвергнуть строгому анализу. Характерно и то, что современники упрекали Канта за попытку создания религии, лишённой всякого эмоционального содержания, за пропаганду веры без надежды и проповедование морали без любви.

Вообще же опредмечивание слова, искусственное отсечение его от автора сообщения, фетишизация не свойственны теологии. И схоластика, и ранний протестантизм равно предполагали, что Слово Божие может быть услышано и понято только при условии непосредственного просвещения Святым духом (Фома, Лютер). Речь, таким образом, идёт

«к разделу         1.  2.  3.


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.
  

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров