Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам
ПРОБЛЕМЫ ПАРАМЕТРОВ ПОРЯДКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
В.Г.Буданов

Глобализация мира, начавшаяся на рубеже нового тысячелетия, вызвана отчетливым осознанием конечности ресурсов выживания человеческой цивилизации, самого вида Homo sapiens и, в отличие от простого передела рынков и территорий в иные времена, сопряжена с пониманием целостности организма планеты, экологического и этического императивов, которые не позволяют сильным державам явно действовать испытанными колониальными методами. Человеческое сообщество в ответе на глобальный цивилизационный вызов должно обрести стратегию самоорганизации, новые параметры порядка будущего развития.
Холистический архетип современного мира манифестирует в тотальности коммуникационно-информационных сетей, разделении труда между странами и регионами, интернационализации капитала, все большей свободе эмиграционных потоков, унификации идеалов прав человека, бурными кросскультурными переносами и т. д. Мы наблюдаем усиление интеграционных процессов, которые позволили бы решить в режиме управления проблемы демографического взрыва в странах "третьего мира", проблему ограничения потребления в развитых странах, проблему загрязнения среды и уничтожения природных ресурсов, проблемы здравоохранения, новых источников энергии и создания информационного общества.
Этот оптимистический вариант глобализации все более явно наталкивается на сопротивление антиглобалистов, в рядах которых, на ряду с террористами и радикальными протестантами, есть не мало людей, разделяющих в целом идеалы глобализации, но с учетом должной меры национальных и культурных интересов, сохраняющих многие уровни самоидентификации личности, нации и этносов. Протестная и террористическая волна всегда сопровождает интеграционный этап перехода от деревни к городу, так было в России конца XIX в., так сейчас происходит переход от мировой деревни к мировому городу.
Процесс глобализации неизбежен, но сценарии его многообразны, как и результаты. Например, переход человечества в режим глобального энергетического или экологического кризиса, скорее всего, автоматически решит проблемы избыточного потребления и перенаселенности, хотя катастрофически понизит качество жизни большинства "золотой миллиард" не в счет). И мы в последний год наблюдаем развитие третьей мировой войны в ползучей форме на территориях стран антиглобалистов, что дает еще один сценарий глобализации методами однополярного мира, который так пытается фиксировать положение вещей и решать проблемы стабилизации мирового рынка, что в конечном счете переходит в предыдущий сценарий.
Описанные процессы недавно были смоделированы математически, независимо группами Г.Ю. Ризниченко (МГУ) и Д.С. Чернавского (ФИАН). На территориях нескольких государств заданы отношения взаимного влияния (отношения типа хищник - жертва, коэффициент экспансии) и самодействия (самоограничения, этические императивы) при дефиците сторонних источников развития (свободные территории, рынки, энергоресурсы). Возможны два режима: 1) полное поглощение всей территорией одним государством - модель однополярного мира, в том случае, когда самодействие (этическая рефлексия) слабее мотивов внешней экспансии; и 2) сосуществование многих государств, когда этическая рефлексия сильнее экспансивных устремлений. И тот и другой сценарий возможны в процессе глобализации.
Сегодня такими экспансивными агентами, не утруждающими себя рефлексией по поводу позиции другого, являются две силы. Первый из них США, несущие пассионарность и миссионерский дух протестантской этики, либеральных прав и свобод личности, зачастую попирая этнические и коллективистские идеалы, насаждая свою массовую культуру остальному миру. И действительно, если время, прошедшее от реформ Лютера до сегодняшнего дня, отложить от Рождества Христова, то получим эпоху институализации христианства как официальной религии Запада, оформления символов веры, массовой христианизации и яростного уничтожения эллинской культуры. Этот архетип поведения мы наблюдаем и сейчас. Второй силой является исламский фундаментализм, и со времен пророка Магомета прошло столько же времени, сколько от Рождества Христова до крестовых

«к разделу         1.  2.


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.
   

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров