Кол-во книг: 87, статей - 128
Поиск по: статьям :: книгам


Тексты книг принадлежат их авторам и размещены для ознакомления

«к разделу        1.  2.  3.
управление. При сохранении интереса к целям, результатам, проблемам в социальной практике и в предметной области теории социального управления управление социальными алгоритмами может стать ключевым параметром, системообразующим вектором, доминирующим направлением, "сверхзадачей" социального управления.
Социосинергетика как определенное мировоззрение и наука о сверхсложности выдвигает новые аргументы в пользу переосмысления проблематики социального управления в социуме как самоорганизующейся системе социальных систем. В социологическом аспекте ключевая проблема социальной синергетики - взаимоСОдействие индивидов и социальных систем, социальных организаций и институтов, социальных групп, других социальных общностей и сообществ.
В предметной области социального управления появляются феномены социального времени и социального пространства. В данном контексте возникает вопрос о возможности управления социальным временем (может быть, оно является эволюцией смыслов, значений, ценностей?) и социальным пространством (может быть, оно наполнено социальными потребностями и способами их реализации?). Социальная деятельность и поток социального сознания всегда упорядочены во времени. Пространственная же структура, по П. Бергеру и Т. Лукману, "имеет социальное измерение благодаря тому факту, что зона моих манипуляций пересекается с зоной манипуляций других людей". При положительном решении проблемы управления социальным временем и социальным пространством, с определенными ограничениями, появляется новый пласт в предметной области социального управления.
К социально-технологическим механизмам в управлении могут быть отнесены социальные аттракторы, освоение которых наполняет новым технологическим содержанием опережающее отражение социальной действительности. Мы перестаем смотреть на явления, вещи или объекты, которые требуется описывать такими, какими они есть. Вместо этого мы описываем явления в терминах того, какими они будут (Э. Ласло). С точки зрения синергетики будущее - это не то, что будет завтра, а одно из возможных состояний (С.П. Курдюмов). Данный подход может быть обращен и к исследованию прошлого, в том числе несовершившегося. Один из выводов докторской диссертации С.А. Модестова "Нереализованные исторические возможности: философско-методологический анализ" - обратимость несовершившегося. В свою очередь, наполняется новым содержанием система стратегического управления. Теория же бифуркаций, при условии ее уточнения, откроет большие возможности для развития ситуационного управления. По И. Пригожину, исследование неравновесных процессов привело к выявлению порядка нового, ранее неизвестного типа ("диссипативные структуры").
Отталкиваясь от идей А.А. Богданова, распространившего организационные связи и отношения и на духовный мир, общественное сознание, будет справедливо распространить на этот мир и социосинергетические подходы. Тем более что "социокультурное" выступает как "детерминационно-императивный компонент человеческого бытия" (В.С. Барулин). Приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей (Ж.Т. Тощенко).
Осмысление предметной области социального управления в контексте становления социосинергетической парадигмы будет явно неполноценно, если по аналогии с теорией социального управления, включившей в себя самоменеджмент, социосинергетика также будет рассматриваться с естественным включением личной самоорганизации. Наработки в этом направлении дают надежду на возможность продолжения научного поиска. Тем более что преподавание самоорганизации личности как субъекта социального управления прошло апробацию и воспринимается весьма положительно в учебном процессе РАГС, некоторых других учебных заведений.
В заключение выскажем соображение, существенное, по нашему мнению, для дальнейшего развития социосинергетики как научной и учебной дисциплины. Прямой выход, во-первых, на синергетику, развивающуюся в основном на естественно-научном знании, затруднителен для представителей социального знания и чреват неправомерным переносом естественно-научных подходов и выводов на уровень социального знания. Во-вторых, развитие социосинергетики, особенно когда оно осуществляется в учебном заведении для управляющих высшей категории, в рамках учебных дисциплин, если оно не сопрягается, не
«к разделу         1.  2.  3.

Поиск по: статьям :: книгам
  Rambler's Top100
 
© 2013 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт. | Статьи партнёров